Do more online
 
Search for   on    
English Russian curve1
curve1 История Религий curve_down spacer
spacer

Республика Узбекистан, занимающая, в основном, территорию между двух великих среднеазиатских рек - Амударьи и Сырдарьи, которую арабы называли Мавераннахр ("то, что за рекой"), исключительно богата памятниками культурного наследия предков.
Останки похороненного юноши, найденные в гроте Тешикташ (Сурхандарьинский вилоят) свидетельствуют о становлении религиозных верований уже в конце среднего палеолита. В конце неолита на территории современного Узбекистана были распространены различные виды религиозных представлений таких, как фетишизм, тотемизм, анимизм и магия. Одновременно начали появляться зачатки родоплеменных верований, о чем свидетельствуют рисунки сакрального характера, высеченные на скалах в пещере Зараутсай.
В начале эпохи железа продолжали развиваться религиозные представления народов, заселявших территорию страны и возникли представления о бессмертии души человека. Одним из доказательств этого является появление, ставшего традиционным для эпохи железа, ритуала похорон, когда людей хоронили с предметами быта, продуктами питания и даже с рабами, для того чтобы в погребной жизни покойник жил обеспеченно. Греческий историк Геродот в книге "История" пишет, что сако-массагетские племена Центральной Азии, проповедовали шаманизм, и пели песни, совершая религиозные обряды вокруг костра.
Не менее пестрой была и религиозная жизнь. Первые религии в центрально-азиатских обществах формируются в период возникновения государственности в X век до н. э.. Территория Средней Азии, по которой в II тысячелетии до нашей эры, кочевали арийские племена, стала местом формирования основ зороастризма. Многие специалисты считают, что именно Большой Хорезм, то есть территория современного Узбекистана и приграничные с Туркменистаном и Афганистаном районы, является родиной зороастризма. Основатель и пророк этой дуалистической религии Зороастр (Заратуштра) был из Хорезма и распространил свою религию на всю Центральную Азию и Средний Восток, в правление персидских царей династии Ахеменидов. Наибольшего расцвета зороастризм достиг в эпоху правления Сасанидов в начале нашей эры. Священная книга зороастризма "Авесто" была собрана в единое целое на протяжении 2 тысяч лет и является самым древним письменным источником об истории, демографии, географии и этнографии региона. Основная идея зороастризма заключается в том что, в мире происходит постоянная борьба между силами добра и зла, где добро и свет предстают в образе бога Ахурамазды, а бог Ахриман символизирует зло. Представители других религий называют зороастрийцев "огнепоклонниками", т.к. практически во всех обрядах используется огонь, что вовсе не означает отождествления огня с Богом. Зороастризм предписывает поклонение огню, который рассматривается как очищающая сила. Считается, что тела людей нельзя ни предавать земле, ни сжигать, так как трупы оскверняют землю и огонь. Покойников хоронят в особых "башнях молчания". Начиная с VII века, после завоевания Среднего Востока и Центральной Азии арабами, зороастризм был постепенно вытеснен с этой территории.
В южных областях, особенно в Тохаристане (южный Узбекистан и северо - западный Афганистан), значительные позиции занимал буддизм. Буддизм возник на северо-востоке Индии. Буддизм быстро распространился по всей Индии и достиг максимального расцвета в конце I тысячелетия до н.э - начале I тысячелетия н.э. Одновременно, начиная с III века до н.э., он охватил Юго-восточную и Центральную Азию. В Китае, где в настоящее время живут множество приверженцев буддизма, он распространился именно через Среднюю Азию. На территории Узбекистана, вплоть до VIII века, исповедовали буддизм, о чем свидетельствует архитектурные и культовые памятники того времени в Термезе и Ферганской долине. Так, по сведениям китайского паломника Сюань Цзяня, посетившего Среднюю Азию около 630 г., только в одном Термезе было более десяти буддийских монастырей и около 500 монахов.
В 431 г. на Вселенском соборе в Эфесе (Турция) был предан анафеме константинопольский патриарх Несторий, заявивший, что "у Бога нет матери". Его последователи получили имя - несторианцы. Особенно обострилась вражда между несторианцами и их противниками после 434 г., когда несторианство было признано господствующим исповеданием персидских христиан. Из Персии несториане широко распространились по Центральной Азии. В VI в. христиане не без успеха проповедовали свою веру среди кочевых народов Среднеазиатского Двуречья. В Самарканде и Чаче большое распространение имело христианство несторианского толка, а в Хорезме - мелкитство. В начале VII в. Самаркандское епископство было преобразовано в митрополию, что свидетельствует о значительной роли христиан-несториан в этом городе. Христианство сохранило своё значение вплоть до монгольского нашествия, играя важную роль в развитии торговли и науки. Христианские общины имели торговые представительства в государствах Центральной Азии. Ученые - христиане принимали участие в деятельности академии Мамуна в Хорезме, ставшем крупным объединением передовых ученых и мыслителей той эпохи.
С началом функционирования "Великого Шелкового Пути" (сформировавшегося к первым векам н.э.), в Среднеазиатском Двуречье появились еврейские общины, которые исповедовали иудаизм. После арабского завоевания, как свидетельствуют письменные источники, существовали крупные еврейские общины на всем пространстве халифата. Наибольшее число их проживало в Бухаре, кроме того, в Самарканде и в южной части Среднеазиатского Двуречья.
В тюркской среде были распространены языческие верования, связанные с почитанием верховного божества-Тенгри. У населения Среднеазиатского Двуречья продолжали сохраняться такие архаические формы, как анимизм и фетишизм, почитание Великой богини - матери, сил природы, обожествление растений, животных и птиц. Эти верования оказали впоследствии значительное влияние на сложение культа святых в исламе, культа почитаемых мазаров, где особенно ярко проявляются домусульманские религиозные традиции.
В политической и религиозной жизни Среднеазиатского Двуречья накануне арабского завоевания отсутствовало единство, что в значительной мере облегчило арабам завоевание этого региона. Однако этот процесс был отнюдь не легким, он сопровождался опустошительными беспрерывными войнами, героическим сопротивлением местных жителей и продолжался в общей сложности более ста лет.
К 651 г. арабы захватили весь Северный Хорасан, в том числе Мерв, который стал их опорной базой для нападения на Мавераннахр. Ранние походы арабов на Мавераннахр носили характер грабительских набегов с целью добычи имущества и захвата людей. По данным письменных источников, первым арабским полководцем, переправившимся через Амударью, был ал-Хакам ибн Амр ал-Гифари и он же был первым, по свидетельству ал-Балазури, кто прочитал мусульманскую молитву по ту сторону Джейхуна на территории нынешнего Узбекистана. Произошло это событие в правление первого омейядского халифа Муавии, немногим ранее 670 г. Особенно активно арабские племена стали проникать в глубь Мавераннахра при наместнике Хорасана Убайдуллахе ибн Зияде и его преемниках Сайде ибн Усмане и Сальме ибн Зияде. Эти набеги сопровождались грабежом и погромами городов и селений, захватом пленных, уплатой громадного выкупа. Так, правительница Бухары Хутак Хатун заключила мирный договор с арабами на условиях выплаты им 1000000 дирхемов. С 670 г. арабы ежегодно, по несколько раз, предпринимали набеги на Бухару, Пайкенд, Самарканд, Термез, Хорезм, увозя отсюда громадную добычу. При Сальме ибн Зияде арабы впервые перезимовали в Мавераннахре, а не ушли, как обычно, на зимовку в Мерв. Последующая затем смута в халифате и межплеменная борьба между арабскими племенами, на время приостановили продвижение арабов в Мавераннахр и закрепление здесь ислама. Активные их походы в эту область возобновились лишь в самом конце 7 в. при наместнике ал-Мухаллабе, но надолго они закрепились лишь только в Термезе, который в 689 г. захватил Муса ибн Абдаллах, управлявший этим городом в течение 15 лет.
Одновременно с походами арабов началась исламизация местного населения, по-видимому, еще во второй половине VII века. В то же время, в период своих ранних походов, которые, по мнению исследователей, продолжались с 644 по 704 гг., арабы еще не преследовали цели полной исламизации местного населения и подчинения среднеазиатских областей Халифату. Эта задача была поставлена на втором этапе завоевания Средней Азии, после 704 г., когда руководителем военных кампаний против народов Мавераннахра был Кутейба ибн Муслим. Талантливый и жестокий полководец, он в течение восьми лет совершил походы почти во все области Мавераннахра от Хорезма до Чаганиана, разгромив многие города и селения, уничтожив массу людей, сжег целые библиотеки древних рукописей, как это было в Хорезме.
Военным успехам Кутейбы способствовало то обстоятельство, что многие местные феодальные правители выступили в союзе с арабами против соседних владений.
Одновременно Кутейба ибн Муслим проводил политику поощрения принятия ислама местным населением, именно при нем осуществилось строительство первых мечетей на местах языческих храмов.
После убийства Кутейбы в 712 г. своими сородичами за жестокое обращение с ними, походы арабов не остановились. Они приобрели еще более планомерный и целенаправленный характер. К середине VIII в. арабы захватили почти весь Мавераннахр, где их интересы столкнулись с экспансионистской политикой империи Тань. В 751 г. в битве при Таласе арабы разгромили китайцев, тем самым, положив конец их движению в Среднюю Азию. В результате ни у самих арабов, ни у ислама не было более соперников, способных противостоять им.
Начиная с VIII века, на территории Узбекистана ислам превратился в господствующую религию. С одной стороны, сам ислам приспособился к имущественной реальности, формам собственности и образу жизни, с другой - приспособил их к себе, т. е. в процессе формирования исламского права и норм шариата были учтены местные условия и реалии. Ислам явился духовно-идеологической и правовой базой изменений произошедших в Среднеазиатском Двуречье.
Основные нормы и правила шариата сформировались к IX веку. Хотя шариат для своего времени был довольно прогрессивным явлением, но ввиду того, что его правила считались установленными Аллахом, почти не изменялся на протяжении тысячи лет. По мере укрепления ислама общественная жизнь была полностью ему подчинена. Не только правосознание, но и нравственное, эстетическое, философское сознание, общественное сознание в целом формировалось под влиянием ислама и действовало в его рамках. Отношение к миру, природе и обществу, явления, касающиеся человека, воспринимались и оценивались через призму исламских норм. Ислам глубоко утвердил в сознании общества принципы равенства, честности, правдивости, доброжелательности, взаимоуважения, заботу о детях, стариках и немощных, чувства и понятия долга, совести, верности, нравственной чистоты и морального совершенствования.
В Мавераннахре до ислама были высоко развиты изобразительное искусство, скульптура, театр и другие виды искусства, после прихода ислама, в рамках его требований широкое развитие получили литература, музыка и архитектура и другие, прикладные и пластические виды искусства. Художественные искания, художественный эксперимент велись на основе традиционных тем, сюжетов, и композиционных построений. В качестве примера можно вспомнить традиции создания "хамсы" (хамса - букет из пяти поэм, объединенных идейно - тематически в единое целое).
Естественно, ислам не сразу и не все сферы общественной жизни сумел себе подчинить в одинаковой мере. И сам ислам не сразу сформировался. Ислам и шариат, исламская философия - калам, - другие исламские принципы и требования развивались на протяжении VП-ХП веков поэтапно.
В IX-ХП веках, когда исламская цивилизация достигла наивысшего расцвета, общество было динамичным, открытым ко всем новым идеям, ко всем изменениям.
Благодаря Великому шелковому пути из Китая и Индии, Хиджаза и Византии, Египта и Сирии сюда завозились не только материальные предметы, но и различные научные и художественные произведения, новые идеи и знания. Они не отвергались, не отрицались под предлогом немусульманского происхождения, а обогащались, совершенствовались, соединялись с местной практикой, культурой. А затем в новой форме, с новым обогащенным содержанием отправлялись в разные концы мира. Сколько принципиально новых идей, знаний, открытий было совершено здесь на основе мирового опыта. Нельзя обойти вниманием таких гениев, как Ибн Сина, аль-Фаргани, аль-Бухари, аль-Фараби, Марвази, аз-Замахшари, Яссави, Кубрави, Кашгари и многих других, обогативших современную им светскую науку и исламское богословие принципиально новыми идеями.
Они неоднократно ездили за знаниями, в поисках опыта в Каир и Алеппо, Дамаск и Багдад, учились и работали там, преподавали, занимались исследовательской работой.
В их творчестве нашли свое подлинное выражение передовые идеи Востока и Запада, их культурные достижения. Говоря словами академика Н.И. Конрада, Средняя Азия в ту эпоху и после освобождения от монгольского ига в эпоху Темуридов - эпоху Улугбека, Казизаде Руми, Гиясиддина Каши, Али Кушчи, Джами, Навои, Бехзада являлась не только географическим центром мира (так как Америка еще не была открыта, под миром подразумевалось Восточное полушарие, точнее, Евразия и Африка), но и его культурным и научным центром.
С IХ по XV век, народы, заселявшие территорию Узбекистана были одним из самых передовых, высокоразвитых народов, давших большое количество великих ученых, мыслителей и художников. Но постепенно, в течении пяти веков после смерти Улугбека, погрузились глубокий политический, экономический и духовный кризис. Преодоление этого кризиса началось с началом деятельности джадидов - наиболее просвещенных, передовых представителей нации. Примером тех трудностей, которые им приходилось преодолевать, служит то, что джадиды в начале XX века восприняли как великую революцию, проект основателя джадидизма - Исмаила Гаспринского, чтобы в мусульманских медресе 20 процентов предметов составляли светские науки, и сталкивались с большими трудностями в реализации даже этого проекта.
Во второй половине XIX века в связи с усилением влияния царской России в Мавераннахре, получило распространение христианство, вследствие чего в 1871 году было создано Епархиальное Управление Русской Православной Церкви во главе архиепископом Среднеазиатским и Ташкентским.
После обретения независимости государство обеспечило свободу совести, были возрождены религиозные ценности узбекского народа.
В 1992 году был создан Комитет по делам религии, действующий при Кабинете министров Узбекистана.
1996 году Духовного Управления мусульман Мавераннахра было преобразовано в Духовное Управление мусульман Узбекистана.

spacer
spacer
spacer
spacer



 
spacer
Используются технологии uCoz